Как наши предки учились обрабатывать металл

Древняя металлургия стоит в одном ряду с такими завоеваниями человечества, как добыча огня, приручение диких животных, выращивание культурных растений.Много тысячелетий подряд люди пользовались каменными, костяными, деревянными и кремневыми орудиями труда. И наконец, наступила эра металлов…

Металлические орудия позволили резко увеличить производительность труда, то есть проделывать одну и ту же работу во много раз быстрее и с меньшими усилиями. Выделение металлообработки в самостоятельную и особо важную отрасль производства неизмеримо повысило роль мужчины в первобытном обществе, что послужило одной из причин распада матриархата. Нужда в металлических орудиях труда все возрастала, а вместе с нею рос спрос на сырье. Так возникает оживленный торговый обмен между отдельными племенами, жившими в горнорудных областях, и племенами с безрудных территорий, появляются крупные торговые пути.

В эпоху бронзы  (1500—500 гг. до н. э.) различные племена пользовались различными бронзовыми изделиями: орудиями труда — топорами, шильями, серпами, украшениями в виде пуговиц, булавок, спиралей, браслетов и оружием — боевыми топориками, наконечниками, копьями и стрелами.

На Ближнем Востоке первые металлические изделия — изделия из меди появились уже в VIII—VII тысячелетиях до н. э. В Восточной Европе, на территории трипольской культуры, обработка металла возникает на рубеже IV—III тысячелетия до н. э. Наиболее древними находками, которые свидетельствуют об обработке здесь бронзы, являются фрагменты тиглей третьей четверти II тысячелетия до н. э., обнаруженные при раскопках стоянки Лагажа (Лубанский бассейн). Как, вероятно, и боевые топорики Нортикенского типа из клада, датируемого 1300— 1100 гг. до н. э.

Гораздо чаще попадаются фрагменты тиглей, которые относятся к I тысячелетию до н. э. Тигли представляют собою плоские блюдца с круглым дном и сравнительно толстыми стенками, с прямым или несколько вогнутым верхним краем. Там же были  обнаружены и более массивные тигли. Они снабжены специальными литниками, чтобы было удобнее выливать расплавленный металл.

Тигли  изготовлены из специальной глины (она выдерживает температуру около 1130е—1460°С), с небольшой примесью песка. В таких тиглях можно было плавить бронзу (t° ее плавления около 970°—1020°С), медь (t° плавления около 1060°С), серебро (t° плавления около 960°С).

Емкость тиглей — от 150 до 400 см3, металлом заполнялось не более 60% их объема. В одном тигле можно было выплавить до двух килограммов бронзы. В Латвии обнаружены топорики весом около 170—180 г, наконечники копий — около 90 г, браслеты — 50 г, булавки — 8—10 г. В зависимости от веса изготавливаемого изделия бронзолитейщик мог выбрать тигль нужных размеров.

Бронзовые предметы отливались в глиняных формах. Существовали литейные формы одноразового применения и используемые многократно. В одноразовых предметы отливались по восковой модели. Формы же изготавливались из глины с небольшой примесью песка и состояли из корпуса и воронкообразного литника (для более удобного вливания металла). Сначала готовили восковую модель отливаемого предмета, которую облепливали жидкой глиной и придавали ей нужный внешний вид. Когда глина высыхала, форму ставили в огонь. Во время обжига глина затвердевала, а воск расплавлялся и вытекал через отверстие литника. Так получалась пустотелая форма отливаемого предмета.

Такие формы изготавливались с одним или несколькими литейными каналами. Расплавленным металлом форму заполняли до основания литника. Когда металл застывал, форму разбивали, чтобы извлечь литье. Тонкий слой воска внутри литейной формы предохранял металл от засорения глиной или песком. Поверхность предмета получалась чистой и гладкой. Приходилось иногда шлифовать только ту ее часть, которая образовывалась на стыке формы и литника.

Более высокая техника — складные литейные формы — применялась для изготовления топориков, наконечников копий и других крупных изделий. Каждая половинка формы воспроизводила соответствующую половину отливаемого предмета. Чтобы они точно подходили друг к другу, на внешней стороне половинок сделаны особые отметки.

Отверстия для топорища и наконечников копий делали с помощью особого стержня. Когда обе половины формы соединяли и скрепляли, в пространство между ними вставляли стержень, диаметр которого был на 2—4 мм меньше, чем внутренний диаметр формы. Так между ее стенками и стержнем образовывалась щель нужной ширины. В шапочке стержня были два отверстия: через одно в форму вливали расплавленную бронзу, через другое из нее выходил газ. Благодаря этому получалась качественная отливка, без включения газовых пузырьков. Полость формы заполнялась металлом до шапочки стержня. После того как металл остывал, форма раскрывалась, из нее вынималась отливка, а из отливки — стержень.

Бронза сыграла огромную роль в развитии  культуры. Люди смогли убедиться в преимуществах нового материала, научились его обрабатывать — плавить, лить, ковать. Добившись здесь высокого мастерства, они подготовились к овладению еще более важным металлом — железом.

6 Ноябрь 2012 Опубликовано в История кузнечного дела

Комментирование закрыто.