Хомуты и скобы. Соединение кованых элементов в единое художественное изделие

Хомут и скоба (обойма) – это детали разъёмного вида соединения кованых элементов. Причём, и хомуты и скобы являются полноценными элементами  изделия, части которого соединяются с их помощи. Таким образом, помимо чисто функциональной нагрузки – крепления,  они являются полноправными  элементами декора и должны вписываться  в общий рисунок изделия.

Выбор способа соединения кованых элементов обычно зависит от навыков и опыта кузнеца, а так же от его художественного вкуса и видения продукта в конечном варианте. Один из самых древних и, в то же время, простой и надёжный  способ сборки отдельных фрагментов в единое  изделие является соединение деталей скобами и хомутами.

Внутренние размеры хомута подгоняются под размер соединяемых деталей. Края хомута загибаются двумя способами:  встык или внахлёст. Если один край хомута накрывает другой, то края необходимо предварительно оттянуть (спустить на нет).

Для каждого определённого соединения изготавливается оправка, с таким расчётом, чтобы её размер был равен сумме размеров соединяемых элементов плюс двойной размер хомута. Размер вкладыша должен быть равен размеру соединяемых элементов. Разогретый хомут осаживают на оправке и пока хомут не остыл его скрепляют  на соединяемых деталях. При охлаждении в результате естественного сжатия металла хомут прочно сжимает детали.

Если конструкция соединяемых деталей подвержена механическим нагрузкам рекомендуется предварительно закрепить детали сваркой, а уже потом закрыть место соединения декоративным  хомутом.  Наружная поверхность хомута выполняется в том же стиле, что и всё изделие.

Скобами обычно соединяют плоские элементы с прутками. На лицевой поверхности  полосы параллельно друг другу делают две продольные просечки. После этого полосу нагревают  и кладут просечённым местом на  отверстие наковальни (лицевой стороной вниз). При помощи раскатки или ручника с круглым бойком выдавливают просечённый участок.

Полученную скобу правят бородком, размером чуть меньше диаметра присоединяемого прутка, конец которого необходимо, в свою очередь, слегка оттянуть. На заключительном этапе скобу разогревают и вгоняют в неё прут. После полного охлаждения пруток будет надёжно зажат скобой.

27 Март 2011 Опубликовано в Мастер-класс

Комментирование закрыто.