Защита металлических конструкций от коррозии

Применение коррозионно-стойких сталей и алюминиевых сплавов позволяет решить вопросы противокоррозионной защиты цельнометаллических конструкций.

Используемые в строительстве высокопрочные стали 09Г2 и 10Г2С в противокоррозионном отношении оказались менее стойкими, чем строительная сталь СтЗ, повышение коррозионной стойкости которой достигается при легировании ее медью в количестве 0,3%.

Применение экономнолегированных хромом сталей открывает широкую перспективу использования их в строительстве. Для обшивки цельнометаллических строений может быть использована сталь 15ХСНД в сочетании, со сталью 09Г2С; для каркасных конструкций—сталь 10ХНДП в сочетании со сталью 09Г2С. Противокоррозионная стойкость сталей 15ХСНД и 10ХНДГ1 на 40— 50% превышает стойкость сталей 09Г2 и 10Г2С.

Значительный  интерес представляют легированные стали 15ХГ2СФР и 15ХГ2СФМР, содержащие ванадий и молибден. По коррозионной стойкости они не уступают стали 10ХНДП. То же относится к стали ГЦ с 0,48% циркония, которая превосходит по стойкости сталь 10Г2С на 18—25%.

Для особо агрессивных условий (например, цистерны, перевозящие улучшенную серную кислоту и меланж) экономичным является применение нержавеющей стали — соответственно 0Х23Н28МЗДЗТ и 0Х18Г8И2Т (КО-3).

Алюминиевые сплавы, обладающие большей коррозионной стойкостью, все шире применяются в вагонном хозяйстве, обеспечивая одновременно облегчение веса вагона. На сети дорог эксплуатируются цистерны, полувагоны и ряд пассажирских вагонов, вагонов дизелей и электровагонов из алюминиевых сплавов.

Наиболее высококачественными алюминиевыми сплавами, сочетающими высокую прочность с коррозионной стойкостью в атмосферных условиях, являются сплавы 01915, В92, В92Ц и В93. Сплавы В92 и В93 имеют высокие прочностные свойства, превышающие соответствующие характеристики стали СтЗ. Эти сплавы являются коррозионно-стойкими в условиях эксплуатации и под напряжением при установленных режимах их термообработки.

Из сплава В92 могут быть изготовлены как сварные, так и клепаные элементы конструкций. Сплав В93 может быть эффективно использован при изготовлении крупногабаритных штампованных деталей на болтовых и заклепочных соединениях. Алюминиевые сплавы В92-Т и АМгб наиболее пригодны для основных элементов кузовных конструкций; В92-Т1, АЛ8У, АЛ 19, АК8-Т1— для колесных центров, рам тележек, букс; АМг5М, АДЗЗ-Т1, АВ-Т1 —для элементов рамы, гофрированной обшивки, кровли; АМгЗ — для внутренней обшивки изотермических и рефрижераторных боксов и вагонов; АМг5 и АМгб — для котлов цистерн.

Коррозионно-стойкие чугуны — никеле-меднохромистый, высококремнистые, высокохромистые и аустенитные — применяются для деталей насосов, компрессоров и труб.

Чистая медь используется для защиты от коррозии при воздействии кислот — соляной, уксусной, 10—15-процентной серной. Из латуни и бронзы изготовляется арматура котлов отопления, кипятильников, конденсаторов и другого сантехнического  оборудования.

Повышение однородности, даже поверхностного слоя металла, закалкой, термической обработкой или механической обработкой (дробеструйной, дробеметной) и полировкой повышает коррозионную стойкость металлов и сплавов.

Выбор рациональной конструкции включает:

а)           устранение контактов разнородных металлов, металлов с древесиной путем изоляции их прокладками из пластмасс или лакокрасочными покрытиями;

б)           наличие дренажных отверстий и наклонов для стока осадков в коробчатых сечениях (если их нельзя избежать);

в)           уплотнение замазками, герметиками всех швов, зазоров точечной сварки, накладных гофр и т. д.;

г)            устранение возможности ударного действия струи в трубопроводах и других установках, где проходит вода.

23 Декабрь 2012 Опубликовано в Мастер-класс

Комментирование закрыто.